Положение о порядке рассмотрения обращений

Приложение № 1

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом

Арбитражного суда

Дальневосточного округа

от 6 августа 2014 года № 101-осн.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб

на действия судей и работников аппарата Арбитражного суда Дальневосточного округа, а также запросов о

предоставлении информации о деятельности суда

 

Обращения организаций, предпринимателей и граждан с предложениями об улучшении организационной работы Арбитражного суда Дальневосточного округа, заявлениями и жалобами по вопросам судебной деятельности суда являются реализацией их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, важным средством защиты законных интересов, эффективным путем информирования о недостатках, имеющихся в работе суда, и способствуют совершенствованию организации судебной деятельности.

Своевременное и полное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб (далее – обращения), принятие по ним действенных мер – одно из важных и ответственных направлений работы всех органов государственной власти, в том числе и органов судебной власти.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок рассмотрения обращений организаций, предпринимателей, граждан и их представителей (далее – заявители) на действия судей и работников аппарата суда, за исключением тех, которые рассматриваются в процессуальном порядке.

1.2. В работе по рассмотрению обращений суд руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральнымзаконом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, утвержденным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня1994 года № 7, иными нормативными правовыми актами, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации,Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года №100, приказами и распоряжениями Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Обращения, содержащие просьбу предоставить информацию о деятельности суда (запросы), рассматриваются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

При поступлении в суд внепроцессуального обращения по делу, находящемуся в производстве суда, следует учитывать требования, изложенные в части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

При рассмотрении обращений, в которых содержатся сведения о коррупционных правонарушениях со стороны судей и работников аппаратасуда, учитываются положения Федерального закона "О противодействии коррупции", а также других законодательных и локальных актов о противодействии коррупции.

В суде в целях организации работы по рассмотрению обращений могут разрабатываться и издаваться локальные акты, которыми утверждаются инструкции, положения, порядки и т.д.

1.3.   Обращение, поступившее в суд в соответствии сего компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Организация работы по своевременному рассмотрению обращений на действия судей и работников аппарата суда, а также обращений, связанных с организацией деятельности суда, возлагается на председателясуда.

Председатель суда несет персональную ответственность за своевременную организацию рассмотрения обращений и принятие по ним соответствующих мер.

1.4.      Обращение, в том числе поступившее в форме электронного документа посредством Информационной системы подачи жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации (далее – СПЖ), подлежит обязательной регистрации в САД либо в журнале регистрации в трехдневный срок с момента поступления в суд.

После рассмотрения обращения приложенные к нему подлинники документов в обязательном порядке возвращаются заявителям. Копии приложенных к обращению документов возвращаются заявителям по усмотрению руководства суда либо по запросу заявителя.

Рассмотренные обращения с копиями ответов подшиваются в дело согласно утвержденной в суде номенклатуре дел.

1.5.   Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями,
определяется приказом председателя суда.

Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, осуществляет контроль за сроками рассмотрения обращений и ежеквартально предоставляет отчет о порядке работы с обращениями председателю суда.

Окончательные решения по обращениям принимает председатель суда.

1.6.       Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию суда, не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации направляются в соответствующие организации по принадлежности с уведомлением заявителя кроме случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", либо возвращаются.

1.7.      Если для решения поставленных в обращении вопросов требуется получение информации от другого арбитражного суда или
нескольких арбитражных судов, от структурного подразделения суда, иных государственных органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий арбитражный суд (арбитражные суды), структурное подразделение суда, государственный орган или должностному лицу с предложением представить необходимые сведения.

1.8.       Судомрассматриваются обращения,поступившие в устной или письменной форме, в том числе в формеэлектронного документа.

Письменные обращения в обязательном порядке должны содержать наименование арбитражного суда, в который они направляются, либо фамилию, имя, отчество лица, которому направляется обращение, либо должность этого лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее – приналичии) заявителя или наименование организации, почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ или уведомление о переадресации обращения. В обращении должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы. Письменное обращение должно содержать личную подпись заявителя, а обращение организации должно быть подписано руководителем. К обращению, подписанному лицом, действующим на основании доверенности, прилагается копия доверенности.

Обращения, поступившие в форме электронного документа, в обязательном порядке должны содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Обращения, поступившие в устной форме, подлежат регистрации согласно установленным Порядку работы телефона доверия и Порядку организации личного приема граждан и представителей организаций в Арбитражном суде Дальневосточного округа.

1.9. Ответ на обращение может быть направлен судом в форме электронного документа по адресу электронной почты либо в письменной форме по почтовому адресу, указанным в обращении.

В случае если в тексте обращения фактически обжалуются принятые арбитражным судом судебные акты и/или ставится вопрос о привлечении судей к дисциплинарной ответственности в связи с принятыми судебными актами, заявителю направляется стандартный ответ с разъяснением порядка обжалования судебных актов, а также разъяснением положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.07.2011 № 19-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 19, 21 и 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко" в части невозможности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в случае, если соответствующий судебный акт не былпересмотрен судом вышестоящей инстанции.

Ответ на обращение не дается в случае получения письменного обращения без подписи обратившегося и без обратного почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ.

Информация о деятельности суда не представляется в случаях, перечисленных в Федеральном законе "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Ответ по существу приведенных в обращении доводов не дается и в тех случаях, когда оно не поддается прочтению, содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, о чем сообщается гражданину, направившему обращение.

Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, и его рассмотрение по существу не относится к компетенции суда, такое обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Если ответ по существу поставленного вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в суд.

1.10.    Направление обращений на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются, запрещается.

1.11.    Должностное лицо суда, неправомерноотказывающее в приеме или рассмотрении обращения, препятствующееподаче обращения, подвергающее заявителя преследованию идопускающее другие нарушения действующего законодательства в работес обращениями, привлекается кответственности в соответствии сдействующим законодательством.

В случае если при проверке будет установлено, что обращение содержит заведомо ложные сведения, председатель суда вправе обратиться в соответствующие органы о привлечении заявителя к ответственности согласно действующему законодательству.

1.12. Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же заявителя по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем ему сообщалось, а в последнем его обращении новые доводы или обстоятельства не содержатся, заявителю сообщается о прекращении проверок по таким обращениям. При наличии в обращении ссылок на новые (дополнительные) обстоятельства проверка проводится в установленном порядке.

Решение о прекращении переписки принимается председателем суда.

В случае принятия решения о прекращении переписки обращения, поступающие в дальнейшем в бумажном виде, возвращаются заявителю без рассмотрения, поступившие в электронном виде заявителю не возвращаются, а списываются в номенклатурное дело.

2. Порядок рассмотрения обращений

2.1. Председатель суда поручает проверку изложенных в обращениях обстоятельств в зависимости от их характера заместителям председателя суда, председателям судебных составов, судьям, администратору суда, руководителям структурных подразделений, работникам суда.

Если обращение было направлено одновременно в адрес суда и Верховного Суда Российской Федерации, в течение 14 дней со дня его поступления суд обязан по результатам рассмотрения представить в Верховный Суд Российской Федерации информацию о проведенной проверке и копию ответа заявителю.

2.2.   По решению председателя суда в необходимых случаях может создаваться комиссия для рассмотрения обращения.

Обращения на действия судей председатель суда рассматривает лично или поручает их рассмотрение своим заместителям.

2.3.   Обращение считается рассмотренным, если по поставленным в нем вопросам приняты необходимые меры, заявителю дан ответ в письменной форме либо, при его согласии, по факсимильной связи, электронной почтой, по телефону, либо устно на личном приеме. В случаях, когда заявитель письменно снимает с рассмотрения поставленные им вопросы (отзывает поданное обращение), то подлинник обращения возвращается заявителю без рассмотрения с сопроводительным письмом, составляется соответствующая справка, которая приобщается к копии обращения и списывается в дело по номенклатуре. Текст письма-ответа печатается на бланке суда с угловым расположением штампа суда, шрифтом TimesNewRoman, размером 14.

Ответы на обращения в суде подписывают: председатель суда, а также по его поручению заместители председателя суда, администратор суда.

2.4.   Рассмотрению обращения, как правило, предшествует проверка содержащихся в нем доводов, которую проводит исполнитель
(члены комиссии).

2.5. При проведении проверки исполнитель (члены комиссии) на основании поручения председателя суда о рассмотрении обращения вправе знакомиться с имеющимися в суде документами, снимать с них копии, делать выписки, получать необходимые объяснения от судей, работников аппарата суда и иных лиц, запрашивать информацию в других организациях, консультироваться со специалистами в той или иной области действующего законодательства.

Исполнитель или члены комиссии должны проявлять тактичность, вежливость, уважительное отношение к собеседникам. Лицам, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведения об обстоятельствах личной жизни граждан и иную конфиденциальную информацию, а также сведения, содержащиеся в обращении, без согласия заявителя.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, его направление председателю суда, на действия судей и работников которого поступила жалоба, в вышестоящий суд, государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Проверка должна проводиться объективно и всесторонне, охватывать все обстоятельства, изложенные в обращении.

Лицо, в отношении которого проведена проверка, должно быть ознакомлено с ее результатами и вправе изложить в письменной форме свое мнение относительно результатов проверки.

По окончании проверки ее материалы с выводами исполнителя (членов комиссии), предложениями и проектом ответа заявителю докладываются председателю суда.

2.6.  Если в обращении приводятся доводы и обстоятельства разрешенного судом дела и оспариваются решения и выводы суда, которые в установленном законом процессуальном порядке могут быть рассмотрены только вышестоящими судебными инстанциями, то обращение возвращается заявителю в течение семи дней со дня его регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного акта.

При признании доводов, содержащихся в обращении, несостоятельными заявителю направляется ответ с обоснованием и оценкой каждого его довода, со ссылками на материалы проверки и нормы действующего законодательства.

В случае признания доводов заявителя обоснованными (полностью или частично) в ответе делается ссылка на обстоятельства, подтвержденные проверкой, и сообщается о принятых по ним мерах. В таком случае председатель суда принимает соответствующие меры в отношении лиц, допустивших те или иные нарушения и упущения в работе, а также меры организационного характера по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

2.7. В случае поступления в суд обращения, содержащего просьбу об оказании юридической помощи или консультации по правовому вопросу, заявителю направляется ответ о том, что компетенцией арбитражных судов, установленной Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", не предусмотрено ведение с юридическими лицами и гражданами переписки консультативного характера по вопросам применения норм действующего законодательства.

2.8. По результатам рассмотрения обращения, содержащего запрос о деятельности суда, ответ дается с учетом положений Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", а именно: обратившемуся предоставляется информация либо направляется мотивированный ответ, а в случае если эта информация опубликована в средствах массовой информации либо размещена в сети Интернет, в ответе суд указывает название, дату выхода и номер средства массовой информации, в котором она опубликована, и (или) электронный адрес официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Информация о внепроцессуальных обращениях в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке.

Служебные проверки по внепроцессуальным обращениям не проводятся. В ответе на такое обращение председатель суда сообщает заявителю о размещении информации на официальном сайте суда.

На поступившее от лиц, участвующих в не завершенном производством деле, обращение, из содержания которого можно сделать вывод о попытке оказания влияния на суд, председатель арбитражного суда вправе направить ответ без проведения служебной проверки.

Обращение лица, не являющегося участником процесса, по поводу находящегося в производстве суда дела по решению председателя суда округа или его заместителей подлежит размещению на сайте арбитражного суда в установленном порядке.

2.9. В зависимости от характера нарушения и степени виновности судьи, допустившего его, председатель суда может ограничиться беседой с ним либо вынести этот вопрос на совещание судей или на заседание президиума суда.

При установлении факта совершения судьей дисциплинарного проступка председатель суда вправе внести представление в соответствующую квалификационную коллегию судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

2.10.   Обо всех фактах внесения представлений в квалификационные коллегии судей о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и результатах их рассмотрения председатель суда незамедлительно информирует Верховный Суд РоссийскойФедерации.

2.11.   В зависимости от характера нарушения и степени виновности
работника аппарата суда, допустившего его, председательсуда, его заместителиили по поручению председателясуда администратор суда могут ограничиться беседой с ним или вынести этот вопрос насовещание работников аппарата суда.

При установлении факта совершения работником аппарата суда дисциплинарного проступка председатель суда вправе принять решение о наложении на такого работника дисциплинарного взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

2.12.   Обобщенные сведения по всем фактам привлечения работников аппарата к дисциплинарной ответственности председатель суда сообщает в информации (отчете) по итогам работы за соответствующий год.

Сведения об основных показателях, характеризующих работу по рассмотрению обращений в суде, могут быть размещены на сайте суда.

3. Сроки рассмотрения обращений

3.1.  Обращения рассматриваются в течение 30 дней, за исключением обращений, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Такие обращения рассматриваются в семидневный срок.

Обращение, поступившее в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», должно быть рассмотрено на основании статьи 40 названного Закона в семидневный срок со дня получения, в те же сроки обратившемуся предоставляются сведения, запрашиваемые в данном обращении. Уведомление об отказе либо об отсрочке в предоставлении запрашиваемой информации, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса.

3.2.    Началом срока рассмотрения обращения считается день его регистрации в суде.

Окончанием срока рассмотрения обращения считается:

дата резолюции председателя суда либо его заместителя о согласии с предложениями исполнителя (членов комиссии) по обращению, если проверка назначалась по поручению председателя суда или его заместителя;

дата направления письменного ответа с изложением принятого по обращению решения.

В случае, когда окончание срока приходится на выходной или праздничный день, днем окончания срока рассмотрения считается первый рабочий день, следующий за выходным (праздничным) днем.

3.3.    Если для рассмотрения и разрешения обращения необходимы проведение сложной проверки, истребование дополнительных документов, изучение материалов судебных дел, находящихся в вышестоящих судах, сроки могут быть продлены не более чем на 30 дней.

Срок рассмотрения обращения, в котором содержится запрос о предоставлении информации о деятельности суда, может быть продлен не более чем на 15 дней от установленного законом срока с обязательным уведомлением заявителя о причинах такой задержки в течение семи дней со дня регистрации его обращения.

Срок рассмотрения обращения продлевается председателем суда или его заместителем.

О продлении срока рассмотрения обращения сообщается заявителю.

3.4.    Если председателю суда или исполнителю,рассматривающему обращение, станет известно о проводимом органамиследствия расследовании или прокурорской проверке по изложенным вобращении фактам, до завершения которых не представляется возможнымдать обоснованный ответ заявителю, то материалы по решениюпредседателя суда или его заместителя остаются на контроле до момента завершения следствиялибо прокурорскойпроверки.

В случае если на момент рассмотрения обращения судебное дело находится в суде вышестоящей инстанции и не представляется возможным дать обоснованный ответ заявителю по решению председателя суда или его заместителя обращение остается на контроле до возвращения дела в суд.

О принятом решении уведомляется лицо, направившее обращение.

Сервис временно не доступен