Коммерческое правосудие в России имеет многовековую непростую историю. Вследствие отсутствия вольных городов торговое сословие не обладало изначальной привилегией и корпоративной обособленностью от остальных социальных групп, государство в лице князей и дружинников было организатором и активным участником торговых предприятий. Специфика отечественной хозяйственной системы мало благоприятствовала обособлению торгового права. В силу этого, первые русские коммерческие суды носили характер специальных судов, регламентирующих от имени государства коммерческую деятельность как таковую.


Князь Всеволод Мстиславович Храм св. Иоанна Предтечи на Опоках
Первые упоминания об особых судах для торгового сословия, где разбирались все тяжбы по торговым делам, относятся к XII веку и встречаются в Уставной грамоте, данной в 1135 году князем Всеволодом Мстиславовичем храму св. Иоанна Предтечи на Опоках («Рукописание» князя Всеволода Мстиславовича).
В целом в судоустройстве Древней Руси применялось только судоговорение, которое было необыкновенно логично и просто, без всякого излишнего многословия, многописания. В сельской местности преобладало третейское разбирательство при содействии старцев и посредников. Другим способом рассмотрения споров служили сельские сходы, на которых судили по обычаям.
Древнерусский третейский суд существовал в трех формах: третейский суд с т.н. суперарбитром, в качестве которого часто выступал митрополит; третейский суд без суперарбитра (иногда именуемый «игуменским»), включавший нескольких лиц, во главе которых стоял игумен (известны примеры, когда третейский суд полностью состоял из игумена с братией); «мировой ряд» (иначе - суд «мирового ряда») - аналог современных примирительных процедур, способ окончания спора соглашением с участием посредников - «послухов и рядцев», «добрых людей».
В период развития уделов третейский суд приобрел статус высшей инстанции общего суда. Такой порядок подлежал применению, когда судьи общие не могли прийти к однозначному решению. Обращение к третьему судье составляло обязанность, порядок его определения допускал избрание самими судьями, сторонами спора. Не исключалось также избрание трех князей, одного из которых должна была выбрать сторона спора (каковой в таком случае мог быть также только князь) при возникновении описанных разногласий.
Упоминания о судах торговых можно обнаружить в Уставной Белозерской грамоте 1488 года, в Уставной грамоте князя Александра, данной Смоленской земле в 1505 году, а также в Псковской грамоте (1397-1467 годы). Характерный порядок образования третейского суда отражен в третейской записи от 30 декабря 1637 года: стороны признавали за судьями право «судить и всякие сыски сыскивать, и по душам допрашивать» и обязывались «во всем их слушать», а приговор их «любить».


Царь Алексей Михайлович Соборное Уложение 1649 года
Инициатива по приданию решению третейского суда равной с решением государственного суда юридической силы была реализована только в Соборном уложении 1649 года. Образованный соглашением сторон третейский суд был возведен в ранг особых судов - инициировать процедуру разбирательства в нем могли только частные лица. Глава XV Уложения («О вереных делах») содержит подраздел «О третейском суду».
Однако обстоятельное, пристальное внимание на необходимость создания должных условий существования торгового сословия российская власть обратила лишь во второй половине XVII столетия в период правления царя Алексея Михайловича.
Первой попыткой кодифицировать коммерческое судоустройство и судопроизводство стало принятие единого для страны Новоторгового устава 22 апреля 1667 года, который постановил «ведать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать». Такой подход дополнялся учреждением особых таможенных судов, состоявших «из лучших торговых людей».


Новоторговый Устав 1667 года Император Петр I
Дальнейшее развитие торговые суды получили при императоре Петре Великом. Указами от 30 января 1699 года в Москве была учреждена Бурмистрская палата, переименованная впоследствии в ратушу, а в других городах - земские избы. Это было учреждение финансовое и в то же время судебное, ограничивавшее компетенцию воевод, - «воеводам и приказным людям из посадских и купецких и промышленных и уездных людей во всяких их мирских и расправных и челобитчиковых и ни в каких делах не ведать, и ведать их мирским выборным людям».

Бурмистрская палата
В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведавшая торговыми и вексельными делами. Два года спустя был учрежден Главный магистрат, рассматривавший торговые, налоговые, таможенные и некоторые иные дела. Кроме того, компетенцией по разрешению земельных споров обладал Поместный приказ, одновременно ведавший, за некоторыми исключениями, всем служилым землевладением в Московском государстве поместным и вотчинным. В период царствования Петра Первого высшей судебной инстанцией и апелляционной инстанцией по торговым спорам выступал IV Департамент Сената, пришедший на смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате.


Здание Коммерц-Коллегии Главный Магистрат при императоре Петре I
Указом от 26 августа 1727 года утверждается Устав о таможенном словесном суде. На этот орган возлагались функции «отправлять словесный суд и расправу между купеческими людьми и кто на них будет бить челом». Широкого распространения таможенные суды не получили, споры коммерческого характера часто продолжали разрешаться в общем порядке.


Устав о таможенном словесном суде 1727 года Собрание Узаконений
5 мая 1754 года издан Сенатский указ установивший, что «между купецкими людьми словесному суду быть под ведомством магистратов и ратуш, выбирая из купецких людей тех городов по два человека, с переменою погодно». Словесные суды оказались при городским управлении, и магистраты фактически являлись для них апелляционной инстанцией.
19 декабря 1800 года был принят «Устав о банкротах», фактически разделённый на две части: о купеческой несостоятельности и о вступлении дворян в обязательства, а также несостоятельности этих лиц. Впервые в российской практике было введено раздельное регулирование двух видов банкротства: связанное с ведением предпринимательской деятельности (исторически называемое «торговой несостоятельностью») и не связанное с ведением предпринимательской деятельности.
23 июня 1832 года был принят «Устав о торговой несостоятельности». Он регулировал лишь несостоятельность купеческого и мещанского сословия. Дела же о «неторговой» несостоятельности были переданы в ведение губернского правления, а фактически постепенно выходили из практики.
Устав предусматривал три причины несостоятельности: несчастная несостоятельность; неосторожное, или простое банкротство; злонамеренное банкротство (подложная несостоятельность).
В губерниях создавались Управления по делам несостоятельности должников. Они являлись нижней ступенью коммерческого суда по рассмотрению дел о торговой несостоятельности. Было создано такое управление и в Вятке, которое называлось Конкурсное Управление по делам несостоятельных должников при окружном суде).
Как говорилось в Уставе торгового судопроизводства, все лица, «впадшие по торговле в несостоятельность», подсудны по своей несостоятельности коммерческим судам. Никто не мог быть признан несостоятельным до соответствующего решения суда. В тех же местностях, где не было коммерческих судов, дела о несостоятельности рассматривались в судах окружных с учётом особенностей, установленных Уставом гражданского судопроизводства.


Царь Александр I Здание первого коммерческого суда в г.Одессе
Первый в истории Российской империи коммерческий суд в его современном образе был создан в Одессе в начале XIX века: 10 марта 1808 года император Александр I, следуя своему намерению благоприятствовать развитию экономики города и всего Черноморско-Азовского района, утвердил Устав Коммерческого суда для города Одессы, а 26 ноября того же года вновь образованный суд приступил к рассмотрению споров.


Император Николай I Государственный деятель граф Сперанский М.М.
14 мая 1832 года Указом Николая I «Об учреждении коммерческих судов» утверждены «Учреждение коммерческих судов» и «Устав торгового судопроизводства». Документ был подготовлен особой комиссией, которую возглавлял М.М. Сперанский. Указ разъяснял, что «в городах, обширную торговлю отправляющих, многосложные торговые споры, возрастая ежегодно по мере ее распространения, от слияния их в одних местах с множеством других дел часто подвергались значительным затруднениям». На основании нового закона были созданы коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 год) а год спустя - в Москве. Затем аналогичные органы (попутно с преобразованием прежней системы) появились в Новочеркасске (1835 год), в Керчи (1841 год), Тифлисе (1853 год) и Варшаве (1876 год).
Знаменитая судебная реформа 1864 года в России практически на затронула организацию коммерческих судов. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава Гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введеного в действие применительно к общим судам и содержащего правило сбора и оценки доказательств.

Устав гражданского судопроизводства
Следует отметить, что как до реформы, так и по ее завершении не утихали дискуссии о целесообразности сохранения коммерческих судов: в 1871 году при министерстве юстиции была учреждена комиссия по реорганизации специальных судов, выступившая в итоге в защиту коммерческого правосудия (с подчинением коммерческих судов Петроградской торговой палате и гр. касс. Департаменту Сената) и даже выработавшая проект устава торгового судопроизводства. Однако поступившие по поводу этого проекта отзывы обнаружили резкий раскол во взглядах: купечество отстаивало необходимость коммерческих судов, судебные учреждения, напротив, признавали их излишними.
Таким образом, предшественниками современных арбитражных судов еще более 175 лет назад стали суды коммерческие, главной особенностью которых являлось стремление к «возможно скорому» разрешению торговых дел. Коммерческие суды были ликвидированы после установления советской власти Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 года.